Испытание второго тура «Обществознание (написание эссе)» (профиль «Социология»)
Продолжительность: 2 часа (120 минут)
Задание состоит из двух частей:
Часть 1. Написать эссе на предложенную тему.
Часть 2. Дать письменные ответы на три вопроса.
Пример: Тема эссе: «Как переход обществ от традиционных к современным отразился на социальном институте семьи? Проанализируйте причины появления нуклеарной семьи и траектории ее современного развития».
Вопросы:
1. Какие механизмы использует общество для того, чтобы проводить границу между доминирующей культурой и субкультурами? Приведите пример.
2. Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе? Свой ответ обоснуйте.
3. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.
Эссе — это самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое Вы осуществляете с учебной целью. Материалами такого исследования служат прочитанные Вами при подготовке к поступлению книги, учебники и статьи, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе обычно формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки.
Объем эссе принципиального значение не имеет. В каждом конкретном случае он определяется выделенным на задание временем и степенью сложности предложенной темы. В среднем он может быть равен 2-4 стандартным страницам (А4), но должен быть написан грамотно и приемлемым почерком.
Структуру эссе определяет сам автор и, таким образом, это является одним из элементов творческой работы. Типичным (но не обязательным) нам видится такая компоновка:
- введение, в котором Вы даете обобщенный ответ на предложенный вопрос или излагаете в общем виде ту позицию, которую предполагаете отстаивать в основной части эссе;
- упомянутая выше основная часть эссе, где Вы подробно отвечаете на вопрос или излагаете свою позицию, используя найденные Вами в материалах курса либо обнаруженные самостоятельно теоретические аргументы и эмпирические данные, поддерживающие каждое из выдвигаемых Вами утверждений;
- заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предлагаемому Вами ответу на вопрос или к заявленной точке зрения, делаются выводы. Ссылки на источники и указания на интеллектуальные влияния: поскольку эссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать всем принятым в научном сообществе техническим и этическим нормам цитирования и указания на источники идей (т.е. на их авторство). Однако, учитывая аудиторный характер написания данной работы, достаточным является указание на автора и его работу (книгу): например, после приведенного высказывания «Рассматривать социальные факты как вещи» следует в скобках указать [Дюркгейм «Метод социологии»].
Письменные ответы на вопросы по объему должны быть меньше эссе (рекомендуемый их объем – не 0,5 – 1 стр.). Основной акцент при ответе необходимо сделать на кратком изложении необходимого теоретического материала, четком изложении своих позиций по данному вопросу, приведении аргументов и примеров, подтверждающих свою мысль.
Основная литература:
Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеолбразоват. учреждений. / Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. и др. – М., 2008.
Сорвин К.В. Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. Для учащихся старших классов и студентов младших курсов. – М.. 2005. (ссылка)
Марченко М. А. Обществознание. Учебное пособие. – М., 2009.
Дополнительная литература:
Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ.- М., 1996. (ссылка)
Гидденс Э. Социология: Пер. с английского. – М., 2005. (ссылка)
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Пер.с англ.- М., 1998.(ссылка)
Фролов. Социология. Учебник для вузов. М., 2008. (ссылка)