• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Испытание второго тура «Обществознание» (профиль «Мировая политика»)

 

Примерные задания

Методические указания


Учащиеся должны изучить рекомендованные учебники,  учебно-методические пособия и научную литературу, стремясь читать их последовательно, переходя от простого к сложному, выявляя причинно-следственные связи между событиями и логику исторического процесса. Существенную помощь в изучении материалов могут оказать схемы, диаграммы, иллюстрации и исторические карты. Необходимо не только уметь пользоваться этими иллюстративными материалами, но и воспроизводить их по памяти. Задания к Олимпиаде составлены с учетом уровня подготовки учащихся. Для школьников 9 класса предлагаются простые тесты, в которых из предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. Учащимся 10 классов, помимо закрытых тестов, предлагаются также открытые вопросы, позволяющие выявить степень владения историческим материалом и широту кругозора. Учащимся 11-х классов дополнительно предлагается написать творческое эссе на одну из предложенных тем (требования к эссе прилагаются).

Требования к эссе на Олимпиаде

Эссе, написанное в аудитории, должно продемонстрировать способность учащихся к аналитическому мышлению и самостоятельной творческой работе, с опорой на имеющиеся факты. Эссе является творческой работой на заданную тему, изложение материала должно быть конкретным и насыщенным фактическими данными. Следует также обратить внимание на стилистику и язык работы. Все разделы эссе должны быть органически связаны между собой и отличаться четкой логикой изложения. Примерный объем 2-3 страницы формата А4.  

Основные требования к тексту эссе:
•    наличие собственной точки зрения и умение аргументированно ее отстаивать;
•    ясность, в том числе терминологическая;
•    последовательность изложения материала и отсутствие логически несовместимых утверждений;
•    полнота раскрытия темы;
•    творческий подход и оригинальность выводов;
•    четкая структурированность материала, которая предполагает обязательное наличие введения и заключения;
Структура эссе должна быть логичной, отвечать задачам поставленной темы, опираться на достоверную информацию. Оно должно начинаться с введения в проблематику и обоснования актуальности выбранной темы. Затем автор должен раскрыть заявленную проблему, а в конце работы - подвести итоги, сделать обобщения и выводы.

Рекомендуемая литература

Учебники и учебно-методические материалы, размещенные в открытом доступе (для 11-го класса)

1.    Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.Россия в XX веке. Учебник для 10 - 11 классов. -  М., 2002. (http://www.kodges.ru/37832-rossiya-v-xx-veke.-uchebnik-dlya-10-11-klassov..html )
2.    История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / Под ред. Орлова А. С., Георгиева В. А., Георгиевой Н.Г.— М., 1997. (http://studentik.net/knigi/istoria_knigi/83-skachat-uchebnik-istorija-rossii-s-drevnejjshikh.html )
3.    Чулков П.В., Попов В.П. История: Россия. XX век. Краткий справочник. 9-11 классы.  – М.,2003. (http://www.biblioclub.ru/catalog/181/ )
4.    Козленко С. И. , Петров Ю. А. , Минаков С. Т. , Загладин Н. В. История отечества. XX—начало XXI века. - М., 2007.  (http://www.biblioclub.ru/catalog/181/ )

Дополнительная литература


1.    Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. — Л., 1989.
2.    Анисимов Е.В. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.
3.    Борисов Н.С. Иван III. — М., 2000.
4.    Боханов А.Н. Николай II. — М., 1997.
5.    Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: IX—XVI вв.  — М., 1991.
6.    Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII–XVIII вв.  — М., 1994.
7.    В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. - М., 1988. 
8.    Верт Н. История советского государства. 1900–1991. — М., 1992.
9.    Горский А.А. Москва и Орда. — М., 2005.
10.    Данилов А.А. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. – М.,2002.
11.    Данилов А.А. Россия в 90е гг. ХХ в.  — М., 2002.
12.    Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. -  М., 2001.
13.    Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. — М., 1982.
14.    Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1999.
15.    Карамзин Н. М. История государства Российского. Том I – XII. М., 2006
16.    Ключевский В.О. Курса русской истории. Т.1-5. М., 2002.
17.    Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.
18.    Культура России, IX–XX вв.: учеб. пособие. — М.,1996.
19.    Ляшенко Л.М. Александр II. — М., 2004.
20.    Миронов Б.Я. Социальная история России. В 2 т. . — СПб., 1999.
21.    Павленко Н.И. Екатерина Великая — М., 2004.
22.    Павленко Н.И. Петр Великий — М., 1998.
23.    Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова — М., 1996.
24.    Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991.  — М., 1998.
25.    Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация  — М., 2004.
26.    Скрынников Р. Г. Иван Грозный  — М., 2001.
27.    Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.1-15. М., 2005.
28.    Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX веке. – М., 1990.
 

Задания прошлых лет

 

2009 год

Задание по обществознанию