ЛМШ: Эмоция № 1. Удивление, граничащее с шоком
Ярослав Бахметьев, преподаватель кафедры политического поведения факультета прикладной политологии
- Я просто поражён знаниями этих ребят, а местами даже шокирован. Шокирован их эрудированностью!
Надо сказать, что в этом году я достаточно глубоко погрузился в работу со школьниками, несколько раз был на собеседованиях в лицее, ездил смотреть на абитуриентов на квотный отбор в одну из стран СНГ, но те, кого я увидел здесь, на Летней школе, действительно поразили и порадовали меня, особенно учитывая, что это еще не выпускники. Я бы хотел отметить уровень их общегуманитарной подготовки по истории, по обществознанию. Подчеркну, что это не просто знание фактов и зубрежка стандартной программы, но это, прежде всего, умение мыслить нестандартно, нелинейно, креативно. Наши школьники, во-первых, смогли выстраивать так логику, чтобы поворачивать в моменты, которые неочевидны, а, во-вторых, они правильно, точно и тонко формулировали вопросы, что тоже немаловажно. Они смогли сразу проблемно смотреть на информацию, которую они получают. Понимали, что им недодают. Что и почему от них скрывается? Это меня, в общем-то, и удивило до уровня почти что шока, ну, конечно же, в положительном смысле…
Например, они спросили меня, а Вы сами, как преподаватель Высшей школы экономики, насколько свободны? Насколько вольны озвучивать своё видение нынешней политической картинки мира или, интересовались ребята, руководство факультета накладывает на Вас определенные обязательства, что, мол, нынешнюю власть ругать нельзя?
И я пояснил им, что Вышку часто называют либеральным вузом, полагая, что это означает, что у нас здесь царят и правят либеральные идеи. Нет, либерализм не в этом. Либерализм в том, что мы открыты для любых точек зрения и мы признаем любые точки зрения, мы им не препятствуем. Чёткое разграничение касается только учебного процесса, ценностной подачи не должно быть в процессе преподавания и научного руководства.
Во всём остальном у нас, даже на нашем небольшом факультете, имеются представители совершенно разных взглядов, но мы совершенно чудесно уживаемся друг с другом как коллеги и как учёные и преподаватели. А вот в некоторых других ипостасях, в телешоу, когда приглашают в качестве экспертов-полемистов, можем себе позволить даже поругаться, но это уже будет всё вне университетских стен, где никто не ассоциирует себя с Вышкой, а высказывает мнение как независимый эксперт-политолог.
И мы совершенно свободны, но опять же в процессе преподавания стараемся давать, прежде всего, анализ и информацию. Даже если высказываем какие-то свои точки зрения, чего лично я избегаю, всегда жестко проговариваем, что это сугубо личное мнение как, скорее, гражданина и ни в коем случае не транслируемая на вас позиция.
Школьники меня поняли и больше провокационных вопросов не задавали. Но, надеюсь, что ещё зададут, когда они вернутся к нам поступать через год или два. А вот то, что именно они к нам придут, на это уже я сам очень надеюсь!
(Продолжение и эмоции следуют)