Шаг в будущее: инновации школьников

Завершилась работа Симпозиума «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе» в рамках Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее». Ее итоги, в интервью Новостной службе портала ВШЭ, подвела директор Дирекции по профориентации и работе с одаренными учащимися Тамара Анатольевна Протасевич. Подробнее..

В рамках форума «Шаг в будущее» в ВШЭ прошел симпозиум для школьников «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе». Комментируют директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич и заведующая отделением дизайна МИЭМ ВШЭ Ульяна Аристова.

— Тамара Анатольевна, как появилась идея проведения симпозиума, почему было выбрано именно такое название — «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе»?

— В 2012 году наш университет установил партнерские отношения с программой «Шаг в будущее». И хотя у нас большой опыт проведения академических интеллектуальных состязаний (2013 год — наш 16-й олимпиадный сезон), мы впервые организовывали научные соревнования для школьников в виде защиты результатов научно-исследовательских работ и инновационных проектов. Поэтому один из четырех научных симпозиумов форума «Шаг в будущее», организацию которого взяла на себя Вышка, и получил название «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе».

— На какую аудиторию ориентирован симпозиум и в целом программа «Шаг в будущее»? Каковы ее основные задачи и цели?

— Для того чтобы стать хорошим специалистом в инженерно-технической сфере, необходимо иметь не только светлую голову, но и золотые руки. И программа «Шаг в будущее» как раз ориентирована на ребят, которые демонстрируют не только академические успехи, но и прикладные навыки и умения, проектное мышление и исследовательский потенциал.

Эта программа, созданная в 1991 году выпускниками Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, на сегодняшний день авторитетное общенациональное движение, в котором участвуют более 150 тысяч школьников и студентов. Она имеет разветвленную сеть региональных представительств, действующих на базе ведущих российских университетов и научных центров, среди которых Московский государственный технический университет радиотехники, электроники, автоматики, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и многие другие. Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Каким образом осуществлялся отбор участников симпозиума?

— Отбор начался еще осенью на федеральных окружных состязаниях программы «Шаг в будущее». С нашей стороны в регионы выехали эксперты (в основном это работники МИЭМ НИУ ВШЭ), которые выступили в качестве членов жюри отборочных состязаний. В январе экспертные комиссии секций рассмотрели заявки от победителей отборочного этапа и выбрали лучших. Всего на симпозиум поступило 209 работ, а были отобраны и выступили на форуме 109 человек.

— Как проходила работа симпозиума?

— В Высшей школе экономики проходила работа нескольких секций симпозиума «Шаг в будущее»: социология, языкознание, литературоведение, кибернетика и информационные технологии, прикладная экономика и дизайн. Юные исследователи представляли свои проекты экспертному жюри и участвовали в обсуждении работ других участников. Также в рамках работы форума, под патронажем НИУ ВШЭ прошли олимпиадные состязания по современным информационным технологиям, дизайну, электронике и некоторым другим дисциплинам.

Кроме того для участников и их сопровождающих был организован профессиональный лекторий — выступили эксперты и ученые из разных областей науки. Лекцию под названием «Будем создавать новую космическую технику» прочитал декан факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Дмитриевич ПожидаевАнна Дмитриевна Плисецкая, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, выступила перед школьниками с лекцией на тему «Как зарождалась в России политическая риторика», а доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Аркадьевич Немцов рассказал о психологии характера.

— Каким образом определялись победители симпозиума?

— Победители и призеры выбирались на каждой секции, все участники получили оценку своей работы со стороны экспертов и сертификат об участии в форуме, а лучшие были награждены дипломами I, II и III степени и памятными призами с символикой НИУ ВШЭ. Сразу нескольких наград форума удостоился ученик московской школы Алексей Волков, представлявший свою работу на секции «Кибернетика и информационные технологии». А одним из самых юных победителей стал восьмиклассник Денис Лушин с проектом «Доказательство верности теории креольского происхождения эбоникс». Во время церемонии торжественного закрытия форума на сцене Культурного центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана вместе с директором МИЭМ НИУ ВШЭ Александром Николаевичем Тихоновым мы вручили семь наград лауреатам номинации «Лучший в профессии». И я уверена, что это не последняя профессиональная награда в жизни этих школьников.

 

Работу секции «Дизайн» прокомментировала заведующая отделением дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ Ульяна Аристова.

— Ульяна Викторовна, каковы ваши впечатления от прошедшего симпозиума, как вы оцениваете уровень и качество представленных работ?

— На мой взгляд, на секции демонстрировались интересные, подлинно дизайнерские проекты, обладающие новаторским подходом в решении проектных задач. Мои коллеги, а в экспертную комиссию вошли практикующие дизайнеры, художники Москвы, преподаватели нашего отделения, высказывали схожие мнения. Уровень работ, представленных на секции, говорит о том, что школьники 9-11-х классов вполне способны решать современные дизайнерские задачи, предлагать и обосновывать новые идеи. На суд экспертной комиссии были представлены разноплановые проекты, выполненные в самых разных областях дизайна, среди них: новые технологии изготовления и дизайна ювелирных украшений, перспективные дизайнерские решения по альтернативному проектированию городского района «Иркутск-сити», анимационные обучающие фильмы, проектирование мебели для младших школьников, тактильные книги для слабовидящих детей, коллекции моделей одежды, бионический стиль в интерьере, разработка усовершенствованного электроприбора для новой технологии художественной обработки дерева и еще много оригинальных и интересных проектов. Могу сказать, что меня очень вдохновило то количество талантливых старшеклассников и перспективных проектов, которые мы увидели на секции. Это дает нам всем шанс сделать свой шаг в будущее — в будущее нового технологичного, красивого и экономически обоснованного современного дизайна.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Победители и призеры по секциям