День науки в Пансионе воспитанниц

«С боевым крещением!» — поздравляли мы друг друга, выходя по окончании Дня науки с Высшей школой экономики, который 19 марта мы провели в Пансионе воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации. Встреча была организована в рамках проекта Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися «Посланники науки». Не удивлюсь, если вы о нем слышите впервые, и с удовольствием расскажу из первых уст.

Цель проекта вполне благородная и заключается в том, что студенты разных специальностей выступают перед старшеклассниками: показывают разнообразие исследовательской деятельности, борются со стереотипами об ученых, привлекают внимание к академической деятельности, к интеллектуальным состязаниям, которые проводит Вышка для школьников, просто показывают достойный пример и мотивируют ребят на получение высшего образования.

Будучи участницей проекта, я, как и все остальные, впервые пришла на общее собрание в декабре. Тогда мы все познакомились и поговорили о наших научных интересах и темах исследований. С тех самых пор каждую пятницу мы встречались все вместе, чтобы оттачивать мастерство презентаций, помогать друг другу советами по выступлениям, общаться и слушать про исследования других участников. Наш руководитель, Анна Иосифовна Левинзон, показала различные приемы и «крючки» для привлечения внимания аудитории, однажды даже привела старшеклассников, чтобы дать нам опыт выступления перед целевой группой.

Наконец, 19 марта после месяцев усердной подготовки мы выступили перед воспитанницами Пансиона. Надо сказать, что у всех нас остались положительные впечатления от встречи: школа оказалась очень высокотехнологичной и одновременно уютной, слушатели заинтересованными и активными, педагоги и персонал гостеприимными и отзывчивыми. Девочки поразили нас в самом лучшем смысле замечательной дисциплиной, горящими глазами, вдумчивостью  и стремлением к саморазвитию. Очень надеемся на дальнейшее общение и взаимодействие!

Что же мы им рассказывали? На моей презентации «Монополия: всегда плохо?» мы делились на команды и определяли лучшую модель для развития железнодорожной отрасли в России. Высоким спросом пользовались лекции «О демократии», где Костя Щербинин с помощью интерактивных заданий и вопросов разъяснял суть демократии в современном обществе; «Откуда мы знаем о войне?», где Нияз Галявиев читал с учениками военные дневники солдат и рассуждал о необычайном разнообразии форм исторических источников; «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения», где Настя Маркина на доступном языке объяснила ребятам сложнейшие нейрофизиологические процессы. Звездой программы, на мой взгляд, стала презентация с интригующим названием «Как Google вычислил ваш любимый фильм?» Айбека Аланова, которого школьницы потом еще долго не отпускали с вопросами.

Новшеством проекта в 2016 году стали групповые междисциплинарные презентации, которые позволили показать научную область или проблему с точки зрения различных наук. Так, потребительское поведение было описано историком, программистом и экономистом. Другим примером стала лекция о влиянии миграции, в которой мы показали экономические, юридические и культурные явления. Такие междисциплинарные темы позволяют продемонстрировать старшеклассникам, что все в мире взаимосвязано и что интересные научные результаты сегодня получаются именно  на стыке разных наук.

Заряженные оптимизмом и верой в собственные силы, мы с нетерпением ждем следующих выступлений перед школьниками. Как сказал мой коллега по проекту, Олег Баженов: «Все это точно имеет смысл, если тебе удалось зажечь интересом глаза хотя бы одного ребенка».

«Посланники науки» и Анна Киселева