Проект "Пригласи ученого"

1 февраля  2013 г. в МОУ «Гимназия № 21» г. Электросталь (Московская область) состоялась лекция-дискуссия на тему, вызывающую на первый взгляд недоумение: «Социальное значение денег: когда один рубль не равен одному рублю?». Занятие провел Максим Евгеньевич Маркин, преподаватель кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ. Подробнее..

Разрешая парадокс: когда один рубль не равен одному рублю?

1 февраля 2013 г. в МОУ «Гимназия № 21» г. Электросталь (Московская область) состоялась лекция-дискуссия на тему, вызывающую на первый взгляд недоумение: «Социальное значение денег: когда один рубль не равен одному рублю?». Занятие провел Максим Евгеньевич Маркин, преподаватель кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ.

На лекции речь шла о том, как понять значение выражения «доллар доллару рознь». Еще классики экономики и социологии (К.Маркс, Г.Зиммель) определили деньги как всеобщий эквивалент, универсальный посредник в мире современной культуры. При таком подходе говорить о том, что один рубль может быть не равен одному рублю, просто не имеет смысла. Однако во второй половине XX века американский социолог В.Зелизер выступила с критикой классической теории, предложив концепцию социально множественных денег. По ее мнению, не существует универсальных и обезличенных денежных единиц. Они различаются в зависимости от того, какие смыслы им приписывают люди.

Приводя примеры из жизни, участники занятия пришли к выводу, что ценность одной и той же суммы денег для человека различается в зависимости от источников их получения, от того, кто ими распоряжается, и от их целевого предназначения. Действительно, люди по-разному оценивают 5000 рублей, случайно найденные на дороге, и ту же купюру, заработанную тяжелым многодневным трудом. Вопреки классическому представлению экономистов, распоряжаются финансами в семье не те ее члены, кто может сделать это наиболее эффективно, а те, кто должен принимать такие решения с точки зрения сложившихся в обществе взглядов. Наконец, благодаря наличию социального барьера, деньги, отложенные на образование ребенка, вряд ли будут потрачены на развлечения.

Возможность не только слушать, но и принимать участие в дискуссии, сделало формат занятия интересным для учащихся. Наиболее активные из них получили в подарок книгу В.Зелизер «Социальное значение денег».

Александра Бондарь, учащаяся МОУ «Гимназия № 21»